Программа обучения на 1 ступени центра практической психологии «Феномены»

программа аккредитована Европейской ассоциацией гештальт-терапии (EAGT)
Тема 1
20 часов
Тема 1
20 часов
История возникновения и научные основания гештальт-терапии
  1. Отличительные особенности личностно-ориентированной психотерапии.
  2. Психоанализ: теоретические, социальные и методические следствия.
  3. Экзистенциализм и феноменология: акцент на видимом, субъективизм, уникальность переживаний, ориентация на процессе, диалогичность.
  4. Формирование профессиональных взглядов Ф. Перлза и появление гештальт-терапии.
  5. Отношения гештальт-терапии с другими психологическими и психотерапевтическими подходами.
  6. Основные принципы гештальт-терапии: холизм, фигура и фон, «здесь и теперь», переживание, осознавание, саморегуляция.
Тема 2
20 часов
Тема 2
20 часов
Теория контакта в гештальт-терапии
  1. Понятие о контакте в гештальт-терапии.
  2. Теория self.
  3. Контактная граница и творческое приспособление.
  4. Теория поля в практике гештальт-терапии: поле «организм-среда», контакт, терапевтическое поле.
  5. Фазы контакта. Механизмы прерывания контакта.
  6. Особенности работы с сопротивлением в гештальт-подходе.
Тема 3
20 часов
Тема 3
20 часов
Интегративный характер гештальт-терапии.
  1. Парадоксальная теория изменений А. Бейссера. Здоровье и болезнь в гештальт-терапии.
  2. Взгляд на развитие личности.
  3. Понятие поддержки в гештальт-терапии.
  4. Баланс поддержки и фрустрации в психотерапевтической практике.
  5. Концепция полярностей в гештальт-терапии. Противоположности и целостность.
Тема 4
20 часов
Тема 4
20 часов
Терапия как творческий процесс. Арт-терапевтические методы в гештальт-терапии
  1. Терапевтический процесс: эксперимент как совместное творчество. Динамика построения эксперимента на разных этапах цикла контакта.
  2. Творческие методы в гештальт-терапии (работа с рисунком, глиной, гримом, движением, голосом).
  3. Работа со сновидениями в гештальт-терапии.
  4. Творческий процесс и игра.
  5. Психотерапия и искусство. Основные принципы интеграции арт-терапевтических методов с гештальт-подходом.
Программа обучения на II ступени

Тема 5
20 часов
Тема 5
20 часов
Стратегия и тактика терапевтической
работы. Этические и эстетические принципы психотерапии.
  1. Основные стратегии работы гештальт-терапевта.
  2. Структура и динамика терапевтической сессии.
  3. Типы терапевтических интервенций и их использование гештальт-терапевтом.
  4. Понятие интенциональности контакта в гештальт-терапии.
  5. Сензитивные и фасилитационные навыки консультанта и терапевта.
  6. Построение терапевтических гипотез.
  7. Вопросы профессиональной этики. Терапевтический контракт.
Тема 6
20 часов
Тема 6
20 часов
Феномены тела в гештальт-терапии.
  1. Телесность как биологический, психологический и культурный феномен.
  2. Модели подходов к телесным и психическим феноменам в психотерапии и гештальт-терапии.
  3. Концепция «адаптированной телесной структуры» Дж. Кепнера.
  4. Телесный процесс и терапевтические стратегии. Роль дыхания, голоса, пространства и движения в терапевтической сессии.
  5. Прикосновение как межчеловеческое событие. Терапевтическое использование прикосновения.
Тема 7
20 часов
Тема 7
20 часов
Клиническое применение гештальт-терапии. Диагноз в гештальт-терапии. Характеристики невротического опыта.
  1. Основные принципы применения гештальт-терапии в клинической практике. Виды диагностики.
  2. Симптом как форма контакта
  3. Феномен тревоги. Тревога и возбуждение
  4. Концепция невроза в гештальт-терапии.
Тема 8
20 часов
Тема 8
20 часов
Гештальт-терапия психосоматических расстройств.
  1. Различные теоретические модели возникновения психосоматических расстройств.
  2. Телесные феномены и психосоматический симптом.
  3. Психосоматический симптом в индивидуалистической и полевой перспективах.
  4. Преобразование биологической картины болезни в психологическую
Тема 9
20 часов
Тема 9
20 часов
Психология и гештальт-терапия зависимого поведения.
  1. Психологические аспекты зависимого поведения.
  2. Природа химической зависимости.
  3. Стратегия и тактика работы с больными алкоголизмом и наркоманией в стационарных условиях.
  4. Особенности амбулаторной психологической реабилитации. Программа «12 шагов».
  5. Социальные факторы нарушения пищевого поведения.
Тема 10
20 часов
Тема 10
20 часов
Гештальт-терапия аффективных расстройств. Особенности гештальт-подхода в терапии тяжелых личностных расстройств.
  1. Диагностика и клинический подход гештальт-терапевта.
  2. Клинические и психологические аспекты депрессивных расстройств.
  3. Реактивная депрессия и реакция острого горя. Закономерности работы с переживанием горя.
  4. Пограничное и нарциссическое расстройство личности. Особенности терапии.
  5. Специфика психотерапии клиента с психотическим опытом.
Тема 11
20 часов
Тема 11
20 часов
Терапевтические отношения. Этические аспекты терапевтической любви и агрессии.
  1. История развития концепции переноса в психоанализе.
  2. Контрперенос и его роль в формировании терапевтических отношений.
  3. Современный взгляд на терапевтические отношения в гештальт-терапии.
  4. Баланс между символическими и реальными аспектами отношений в работе гештальт-терапевта.
  5. Любовь в терапии как событие на границе контакта.
  6. Сексуальность и любовь в поле ситуации.
  7. Этапы терапевтического процесса.
Тема 12
20 часов
Тема 12
20 часов
Диалогическая основа терапевтических отношений в гештальт-терапии.
  1. Философия диалога М. Бубера. Понятие диалога у ММ. Бахтина.
  2. Диалог и терапевтические отношения в экзистенциальных подходах.
  3. Феномены диалога и попытки их описания в гештальт-терапии.
  4. Сущность диалогической позиции гештальт-терапевта.
  5. Диалог и полевая модель.
Тема 13
20 часов
Тема 13
20 часов
Гештальт-терапия с детьми и семьями.
  1. Психология возраста. Специфика работы с детьми.
  2. Творческий процесс и восстановление игровой способности в работе с детьми.
  3. Семья как система. Здоровая и дисфункциональная семья.
  4. Методические принципы терапевтической работы с супружескими парами.
  5. Современный подход к стратегии и тактике семейной терапии: П. Филиппсон, М. Спаньоло Лобб, Э. Линч
  6. Творческий аспект в работе семейного психотерапевта.
Тема 14
20 часов
Тема 14
20 часов
Групповая психотерапия. Особенности гештальт-подхода.
  1. Групповая психотерапия с позиции различных теоретических концепций.
  2. Групповая динамика, ее терапевтическая роль, стадии, механизмы.
  3. Теория группового развития в гештальт-терапии.
  4. Влияние творческой активности группового терапевта на развитие динамических процессов.
  5. Развитие контактной интенциональности участников группового процесса.
  6. Выбор клиента для индивидуальной работы в группе.
  7. Супервизорская поддержка группового терапевта.
Тема 15
20 часов
Тема 15
20 часов
Интервенции в гештальт-терапии. Супервидение в индивидуальной и групповой гештальт-терапии. Предэкзаменационная супервизорская группа.
  1. Self как процесс, функция и событие контакта. Развитие опыта контакта в терапевтической сессии.
  2. Характер интервенций на различных этапах терапевтической сессии.
  3. Представление о функциях супервизора в различных терапевтических подходах.
  4. Теоретические основы супервизии в гештальт-терапии.
  5. Выбор фокуса супервидения.
  6. Модель очной и заочной супервизии.
  7. Роль супервизии в процессе обучения психотерапии.
Тема 16
20 часов
Тема 16
20 часов
Предэкзаменационная супервизорская группа
Требования допуска к экзаменационной сессии – 75% выполнения программы «Теория и практика гештальт-терапии», включая профессиональный тренинг, супервидение, индивидуальную терапию, рефераты и анализ случаев.
20 часов
20 часов
Экзаменационная сессия
Демонстрация практической работы в рамках краткосрочной терапевтической сессии с клиентом (20 мин.) в ситуации очной супервизии, которая оценивается независимым экспертом.